КВР: расшифровка. Что означает КВР? 242 квр для казенных учреждений

В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

Понятие вида расходов

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

Что относится к ИКТ

Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

  • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
  • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
  • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
  • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
  • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
  • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
  • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
  • услуг сотовой, пейджинговой связи;
  • расходы на использование сети Интернет;
  • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
  • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
  • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
  • другие аналогичные расходы.

Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

К обязательным типовым компонентам относятся:

  • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
  • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
  • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
  • система электронного документооборота (делопроизводства).

К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

  • рабочие станции;
  • периферийное оборудование;
  • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
  • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

  • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
  • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
  • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

От чего зависит выбор кода?

Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

Для справки

Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

Приспособления и принадлежности

Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

Пример

Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

  • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
  • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

Пример

Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

Пример

В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

Запчасти

По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

Пример

Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

Многокомпонентные устройства

Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

Пример

Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

Пример

Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

Дополнительные возможности

В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

  • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
  • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

  • переход к цифровому телерадиовещанию;
  • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.

Продолжаем разбираться, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.

Ошибка № 8. Учреждение перечисляет страховые взносы только по КВР 119

При этом вопросы отнесения работ к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими «техническими» специалистами.

Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (см. Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. ). Работы по ремонту дорог квалифицируются в качестве капремонта в соответствии с разъяснениями Минтранса России (см. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. ).

Правомерность отнесения расходов на КВР 243 или 244 на протяжении нескольких лет является основанием для привлечения должностных лиц казенных учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. При этом не исключено, что штраф может быть наложен на главного бухгалтера (решение Волгоградского областного суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 07-277/2016).

Суды, рассматривая подобные дела, квалифицируют работы в качестве капитального или текущего ремонта исходя из положений , а также иных нормативных правовых актов, разработанных в прошлые годы, в частности, "Положения... МДС 13-14.2000", утв. , и Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. ) (см., например, решение Пермского краевого суда от 25 января 2016 г. по делу № 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 2 июня 2016 г. по делу № 7Р-536/2016).

Ошибка № 10. Без достаточных оснований исполнительный лист полностью оплачен по КВР 831

Достаточно распространенная ошибка - исполнение всех судебных актов в полном объеме по КВР 831.

Например, кредиторскую задолженность по закупкам на основании судебного акта надо оплатить по КВР 200, а долг по зарплате – по КВР 100. И самое главное, не забывайте о новых положениях Указаний 65н по применению КВР при выплате компенсации за задержку зарплаты. Эту компенсацию надо относить на КВР 853 «Уплата иных платежей» как при выплате в добровольном порядке, так и на основании судебного решения ().

Все дополнительные перечисления по исполнительному листу относите на КВР 831. Например, расходы на возмещение судебных издержек истцам (госпошлины) оплачивайте по КВР 831 в увязке с КОСГУ 290.

Суд может обязать учреждение выполнить определенные действия. Если для выполнения этих действий учреждение осуществляет закупки, расходы надо относить на КВР и КОСГУ в общем порядке. Например, хранение имущества надо оплачивать по КВР 244 и КОСГУ 226 ().

Внимание!
В случае если на казенное учреждение судом наложено взыскание, КВР 831 должен применяться в увязке с разделом и подразделом, по которым предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования такого учреждения ().

Ошибка № 11. Не подтверждена принадлежность к затратам на ИКТ расходов, оплаченных по КВР 242

Указания № 65н не содержат перечня конкретных видов оборудования, материалов, работ и услуг, которые можно закупать за счет КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий". Определение принадлежности расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предметом Указаний № 65н не является. Эту принадлежность надо определять исходя из положений отраслевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере (). Применение кода вида расходов 242 может быть увязано с соответствующим Планом информатизации.

Внимание!
Возможность применения КВР при исполнении бюджета публично-правового образования определяется его финансовым органом (). Указаниями № 65н установлен порядок применения КВР 242 на федеральном уровне. При этом бюджетные и автономные учреждения расходы на закупки в сфере ИКТ должны отражать по КВР 244 ().

В Бюджетной смете казенного учреждения могут быть предусмотрены расходы в сфере ИКТ по КВР 242. Однако в Плане (документе) по информатизации в явном виде далеко не всегда указано, что по КВР 242 в текущем году можно провести определенные закупки (приобрести конкретные виды оборудования, услуг и т.п.).

В этом случае обращайтесь за разъяснениями к ГРБС (РБС). Именно ваши вышестоящие организации с учетом ваших предложений готовили обоснования (расчеты), в соответствии с которыми в смете учреждения появился КВР 242 ().

Если на уровне ГРБС (РБС) решить вопрос не получается, запрос может быть направлен в уполномоченный отраслевой орган. На федеральном уровне таким органом является Минкомсвязи России ( , письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. № 02-05-10/43381). С этим же органом, возможно, придется согласовывать увеличение ЛБО по КВР 242 (см. предпоследний абзац письма Минфина России и Федерального казначейства от 22 января 2016 г. №№ 02-03-08/2260, 07-04-05/05-47).

Одни и те же расходы в сфере ИКТ в зависимости от ряда обстоятельств можно отражать в учете как по КВР 242, так и по КВР 244. Допустим, в организации принято решение о приобретении сервера или сетевого принтера. Как выбрать КВР для таких расходов? При соблюдении нескольких несложных правил Вы без труда сделаете правильный выбор.

1. Применять КВР 242 обязаны:

2. Расходы в сфере ИКТ относят на КВР 244:

3. Объекты, аналогичные включаемым в сферу ИКТ (с учетом монтажных и пусконаладочных работ), можно приобретать в рамках капвложений согласно сводному сметному расчету по КВР 410 "Бюджетные инвестиции".

Ошибка № 12. Нарушен порядок применения КВР 410 при строительстве "под ключ"

В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций движимого имущества (предметов мебели, бытовой техники, мягкого инвентаря и т.п.), которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ". Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как по сути сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие «спорных» направлений расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ", независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовление) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы ().

В то же время поступившие в рамках строительства «под ключ» объекты имущества, неразрывно несвязанные с самим объектом недвижимости, не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальную стоимость таких объектов имущества формируйте на соответствующих счетах 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" ().

Внимание!
В качестве нецелевого использования бюджетных средств проверяющие могут квалифицировать отнесение учреждением на КВР группы 400 расходов на охрану объекта недвижимости, незавершенного строительством (Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).

Ошибка № 13. Применен КВР 113 или КВР 123 когда речь идет о закупке

Расходы, связанные с привлечением физических лиц для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудового или гражданско-правого договора, согласно Указаниям № 65н относятся на КВР 113 или 123. Перечень лиц, выплаты которым отражаются по КВР 113 и 123, остается открытым. При этом возможность применения КВР 113 или 123 зависит от статуса организации госсектора, которая осуществляет выплаты в пользу привлекаемых лиц. Так, указанные расходы госоргана (органа местного самоуправления) отражаются по КВР 123, а учреждения – по КВР 113 ().

Внимание!
Далеко не всегда расходы, связанные с исполнением отдельных полномочий привлекаемыми в этих целях лицами, могут быть отнесены на 113 или 123 КВР. Так, например, за услуги, оказанные «назначенным» адвокатом, может быть выставлен счет юридическим лицом. Соответственно, расходы должны быть отражены по КВР 244 (см., например, ). Кроме того, услуги физических лиц (переводчиков, специалистов, экспертов, адвокатов и иных специалистов), независимо от наличия договора, но исходя из целевого назначения услуг, также подлежат оплате по КВР 244 (п. 5.3.2.2 Приложения № 3 к ). Типичный пример таких расходов – расходы, понесенные в соответствии с Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утв. .

Ошибка № 14. Некорректно выбран КВР при перечислении задатков и обеспечений

Перечисление обеспечения заявки казенного учреждения, выступающего в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе или аукционе в соответствии со статьей 44 Закона № 44-ФЗ следует отражать по соответствующему разделу (подразделу), целевой статье, в рамках которых предусмотрены ЛБО на финансовое обеспечение выполнения функций учреждением, в увязке с КВР 853. Исключение из данного правила – задаток за участие в аукционе по продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной (муниципальной собственности), перечисление которого отражается по соответствующему КВР группы 410 (п. 5.3.2.4 Приложения № 3 к ).

Внимание!
Операции по перечислению сумм в обеспечение заявок на участие в конкурсе или аукционе, а также в обеспечение исполнения обязательств бюджетными и автономными учреждениями, выступающими в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), не являются «расходными», и, соответственно, в разрезе КВР не отражаются.


Владимир Пименов
, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

с изменениями от 11.03.2019

Смотрите также статью "КВР 2018 – применяем без ошибок"

Зачастую в учреждениях госсектора возникает вопрос об отнесении тех или иных расходов к сфере информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь подлежат оплате за счет КВР 242. Порядок отнесения расходов к КВР 242 или 244 рассмотрим в данной статье.

Что такое КВР 242 и 244?


Описание КВР 242 и 244 содержится в Порядке, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее - Порядок № 132н):

  • КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" (пп. 51.2.4.2 п. 51 Порядка № 132н)

По данному виду расходов подлежат отражению расходы федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Также по данному виду расходов отражаются расходы бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) о применении вида расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

  • 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка № 132н)

На данный КВР относится, в частности, закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам.

Какие расходы относятся к сфере ИКТ?

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

В соответствии с Указаниями № 65н по виду расходов 242 отражаются:

расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении вида расходов 242.

При этом сделана оговорка, что отнесение расходов бюджетов к сфере ИКТ осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Минфин России в своем письме от 08.07.2015 № 02-05-10/39378 разъясняет, что функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИКТ находятся в компетенции Минкомсвязи России. Данные полномочия закреплены п. 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418.

Еще в одном письме Минфина России — от 17.12.2014 № 02-05-10/65250 — говорится, что описание вида расходов 242 в Указаниях № 65н приведено укрупненно, поскольку определение принадлежности расходов к сфере ИКТ предметом данного документа не является.

Вместе с тем, к виду расходов 244 в Указаниях № 65н отнесены, в частности, затраты:

на закупку товаров, работ, услуг в сфере ИКТ для нужд субъектов РФ (муниципальных образований);

оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере ИКТ (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения);

приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги;

приобретение запасных частей, картриджей, тонера и иных расходных материалов, заправку картриджей к специальной технике и оборудованию, не относящихся к сфере ИКТ;

оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере ИКТ;

приобретение навигаторов;

приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения, оплату абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой.

Из всего перечисленного можно сделать вывод. Если произведенные расходы прямо не поименованы в Указаниях № 65н, относить их на вид расходов 242 или 244, опираясь только на текст данного документа и логические умозаключения, нельзя.

В первую очередь необходимо обратиться к Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В нем, в частности, даны определения информационных технологий, информационной системы, информационно-телекоммуникационной сети, электронного документа, сайта в сети Интернет.

Из этих определений можно сформировать первоначальное представление об ИКТ.

Кроме того, приказом Минкомсвязи России от 01.04.2013 № 71 утверждены Методические рекомендации по подготовке планов информатизации государственных органов.

В приложении 3 к данным рекомендациям приведен перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации. В него включены, в частности, затраты:

на работы (услуги), связанные с подготовкой к созданию (развитию) информационных систем (ИС) и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИТКИ);

приобретение программного обеспечения (ПО), разработку (доработку) ПО прикладных систем;

монтажные и (или) пусконаладочные работы (услуги), если они не предусмотрены контрактом на поставку средств технического обеспечения (ТО);

работы (услуги) по аттестации и сертификации ИС и компонентов ИТКИ, средств ТО и ПО, в т. ч. Работы (услуги) по подготовке к аттестации и сертификации;

услуги по подключению (обеспечению доступа) к внешним информационным ресурсам (телекоммуникационные услуги) — услуги телефонной, телеграфной, сотовой связи, обеспечение доступа в сеть Интернет, услуги по аренде телекоммуникационных каналов связи;

работы (услуги) по предоставлению информационных ресурсов и баз данных;

работы (услуги) по техническому сопровождению и обеспечению эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ;

услуги по аренде ТО и ПО (кроме аренды ресурсов на основе облачных технологий);

услуги по аренде ресурсов на основе облачных вычислений;

приобретение средств ТО, в т. ч. с предустановленным ПО (включая расходы на создание средств ТО);

работы (услуги) по выводу ИС и компонентов ИТКИ из эксплуатации.

Итак, все перечисленные расходы можно с уверенностью относить на вид расходов 242. Если учреждение произвело затраты, которых нет в приведенном списке, с большой долей вероятности это будет вид расходов 244.

В соответствии с пунктом 5 приказа Минкомсвязи России от 07.12.2015 № 515

«Об утверждении собирательных классификационных группировок "Сектор информационно-коммуникационных технологий" и "Сектор контента и средств массовой информации"» собирательные классификационные группировки, утвержденные настоящим приказом, следует использовать для целей формирования официальной статистической информации.